АРФП: для ускорения запуска единого рынка лекарств необходима согласованность регуляторов

В Астане прошел XIII Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств. Мероприятие, ставшее уже традиционным, играет существенную роль в развитии многопланового стратегического партнёрства между двумя странами, в укреплении существующих экономических, политических и культурных связей.



В рамках официальной части форума состоялась двусторонняя встреча Глав государств – Президента РФ Владимира Путина и Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Главы государств также выступили на закрытии бизнес-форума. Владимир Путин подчеркнул, что встреча российских и казахстанских партнеров востребована и может стать доброй традицией. Для России Казахстан – стратегический партнер и союзник, сотрудничество между странами постоянно расширяется и носит многоплановый характер, заявил он, — Российская сторона настроена и далее тесно взаимодействовать с Казахстаном и казахскими партнерами. Президент РФ отметил, что в России ведется работа по локализации иностранных предприятий в рамках выполнения программы импортозамещения, и Казахстан активно пользуется этой возможностью.

В деловой программе Форума приняли участие Президенты РСПП и ТПП РФ Александр Шохин и Сергей Катырин, представители государственных органов, институтов развития, администраций регионов и деловых кругов России и Казахстана. Российскую фармотрасль на форуме представлял Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев.

Экономика Казахстана — крупнейшая экономика в Центральной Азии, самая быстрорастущая экономика среди стран ЕврАзЭС: в 2015 году  ВВП страны вырос на 137% по отношению к 2008 году, значительно возросла производительность труда и другие экономические показатели.

Темпы роста фармрынка Казахстана в тренде общего развития экономики. В 2015 году его объем составил 1 787 млн. долларов, что позволило ему стать вторым крупнейшим фармрынком ЕврАзЭС после российского.

Участники Форума обсудили перспективы функционирования и развития единого фармацевтического рынка ЕврАзЭс, с учетом национальных программ развития фармацевтической промышленности.

Сейчас совместными усилиями стран-союзниц проводится работа по унификации и гармонизации нормативно-правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств на едином рынке: Евразийской экономической комиссией уже разработаны и готовы к утверждению 19 документов, ведется работа по разработке документов третьего уровня.

Участники дискуссии обратили внимание на необходимость при разработке единой нормативно-правовой базы уделять большее внимание унификации систем госзакупок и мер поддержки локальных фармпроизводителей. В этом отношении интересен опыт Казахстана, где согласно законодательству, с компанией, локализовавшей производство на территории страны, заключается 7-летний контракт.

Важно единое понимание статуса локального продукта на общем рынке ЕврАзЭС. Согласно законодательству РФ, упакованный на территории страны продукт с 1 января 2017 года локальным считаться не будет, а произведенные на территории стран Союза лекарства будут иметь преимущество при участии в торгах. Российская сторона представила планы по преференциальной поддержке локальным производителям: Минпромторгом РФ разрабатывает трехступенчатую систему преференций при госзакупках в зависимости от глубины локализации. Предполагается, что она будет применима ко всем участникам стран-членов Союза. В этом случае, наибольшие преференции при госзакупках будут предоставляться продуктам, произведенным на территории Союза по полному циклу. Если таковых не окажется среди участников торгов, приоритет будет отдаваться производителю готовых лекарственных форм, и затем уже к торгам будут допущены все желающие, включая иностранные компании.



«Казахстан наш давний и надежный партнер. Сегодня и казахстанский, и российский бизнес волнуют сроки и перспективы запуска единого рынка лекарственных препаратов. На наш экспертный взгляд, сегодня представители бизнеса показывают большую готовность к поиску компромиссов и консенсуса, чем коллеги из регуляторных органов. Это приводит к необоснованному затягиванию процесса принятия нормативных документов, и соответственно «запуску» единого фармрынка со свободным обращением лекарств. О своих опасениях мы проинформировали руководителей стран и надеемся, что они простимулируют национальных регуляторов к скорейшему завершению процесса создания единой нормативно-правовой базы, регулирующей обращение лекарственных средств», — отметил Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев.

Возможной причиной затягивания процесса участники назвали предстоящую «открытую конкуренцию регуляторов» ЕврАзЭС, когда повысится транспарентность принятия решений, а о своем экспертном мнении надо будет не просто информировать заявителя, а обосновывать его на «реопаге» коллег-регуляторов из других стран. Это также должно повысить качество документов, подаваемых в регуляторные органы со стороны бизнеса, и ответственность за них.  

Большое внимание, отметили представители фармбизнеса России и Казахстана, стоит уделять вопросам развития совместных производств, обмена опытом между передовыми компаниями двух стран. Директор ТОО «Карагандинский фармацевтический комплекс» Сергей Барон рассказал об успешном совместном проекте с компанией «Фармстандарт». Также на форуме состоялось подписание соглашения между ТОО «Карагандинский фармацевтический комплекс» и компанией «Биокад», которую представил Директор по развитию бизнеса Дмитрий Мордвинцев.

 


Пресс-служба АРФП

<

Пресс-служба АРФП