АРФП на конференции «Фармацевтика – 2017: правовые вопросы»

В пятницу, 7 апреля, прошла конференция «Фармацевтика-2017: правовые вопросы», на которой представители государственных организаций и бизнеса обсудили ключевые законодательные изменения и тенденции фармацевтического рынка.



Прошедший год и первый квартал текущего года можно назвать урожайными  по числу проектов нормативно-правовых актов, которые разрабатывались Федеральными органами исполнительной власти в сферах, которые, так или иначе, касаются производства лекарственных препаратов. «Особняком стоит законодательная инициатива ФАС России по введению в РФ так называемого института принудительного лицензирования. И если законодательство регламентирующее обращение лекарственных средств на территории ЕАЭС не столько обсуждается, сколько ожидается нами, то остальные правовые инициативы порождают серьезные дебаты, в которые вовлечен и фармацевтический бизнес», — подчеркнула Заместитель Генерального директор АРФП Елена Масловская. 

Также в своей речи спикер отметила, что за последние несколько лет закупочные цены вакцин стали значительно ниже их себестоимости. Это связано с тем, что государственные заказчики при проведении закупок ориентируются на стоимость вакцин за предыдущий период. Сложившаяся практика вынуждает производителей реализовывать свою продукцию по ценам ниже себестоимости, что не позволяет им компенсировать производственные затраты и поддерживать даже минимальный уровень рентабельности. «Уже сейчас по ряду позиций производство вакцин убыточно. В связи с чем существует риск сокращения и полного прекращения производства некоторых вакцин, а это прямая угроза биобезопасности населения Российской Федерации», — подчеркнула Елена Масловская.  

Одновременно вызывает опасение ситуация, складывающаяся  в сфере обращения лекарственных препаратов нижнего ценового сегмента. «Все вы прекрасно знаете, что по данным Минпромторга России еще в 2015 году выпуск медикаментов ценовой категории «до пятидесяти рублей» был временно приостановлен шестнадцатью предприятиями по 124 наименованиям. Возможно, не в таких масштабах, но этот процесс продолжается. Обусловлено это тем, что затраты на производство этих препаратов выше, чем зарегистрированная отпускная цена. То есть уже сегодня в отношении лекарственных препаратов нижнего ценового сегмента и вакцин нужно принимать срочные меры по изменению их ценообразования, которые могли бы сделать их производство рентабельными. Однако, несмотря на постоянно напоминание о существующей проблеме всем заинтересованным федеральным органам исполнительной власти со стороны АРФП, никакие меры не принимаются. Можно констатировать, что, к сожалению, все новеллы в вопросах ценообразования имеют однонаправленный вектор, а именно снижение цены. Нельзя отрицать, что по некоторым  дорогостоящим препаратам такая мера объективно необходима. Вместе с тем нельзя забывать о препаратах нижнего ценового сегмента и вакцинах, а в вопросах регулирования цен дифференцированно относиться к препаратам различных ценовых категорий», — подчеркнула спикер.



АРФП концептуально поддерживает инициативу по маркировке, полагая, что этот процесс должен быть растянут и переход к маркировке потребительской упаковки всех лекарственных препаратов будет возможен только после подведения итогов нового проекта. «Необходимо уделять внимание производителям, в линейке которых преобладают препараты нижнего ценового сегмента, и предусмотреть для них возможность субсидированного приобретения аппаратуры необходимой для нанесения таких меток. Напомню, что стоимость оснащения одной производственной линии колеблется от 150 до 350 тыс евро, что подъемно далеко не для всех производителей», — добавила выступающая.



Самый обсуждаемый вопрос, по которому не удается придти к единому мнению, и по которому даже между представителями фармацевтического бизнеса нет согласия – это проект «О внесении изменений в постановление Правительства РФ №1289». Елена Масловская в своей презентации отметила, что по мнению Ассоциации Российских фармацевтических производителей, сохранение действующей двухступенчатой преференциальной модели государственных закупок, обеспечивающей конкурентную среду и одновременное внедрение новой финансовой преференции, позволят обеспечить баланс интересов производителей полного и неполного цикла, не создавая дискриминационных мер и неравных условий по участию в торгах. Тогда как, трехступенчатая преференциальная система закупок, напротив, приведет к монополизации рынка и, как следствие, дополнительной нагрузке на бюджет здравоохранения, так как из-за отсутствия конкуренции монопольно высокие цены не будут снижаться.

 

Пресс-служба АРФП

Пресс-служба АРФП