Принудительное лицензирование: от слов к делу

Сегодняшнее законодательство Российской Федерации позволяет применять механизм принудительного лицензирования. Согласно статье 1360 ГК РФ, Правительство имеет право в интересах безопасности страны разрешить использовать изобретение без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом и с выплатой соответствующей компенсации. Однако механизм применения данной меры на фармрынке до сих пор не разработан  – рассказал Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев в рамках на круглого стола «Соотнесение прав иностранных компаний на интеллектуальную собственность и интересов российских потребителей», прошедшего в ТПП РФ.

«Пора переходить к обсуждению конкретного механизма применения принудительного лицензирования. В каких ситуациях он будет применяться – в условиях угрозы биобезопасности или экономической безопасности России? Какие компенсации получит патентообладатель? Каковы будут критерии выбора производителя в РФ – наличие производственных мощностей, опыта в производстве аналогичной продукции, экономическое состояние компании? Все эти вопросы необходимо решить», — заявил Виктор Дмитриев.

По словам докладчика, инициатором введения принудительного лицензирования были не страны третьего мира, как принято считать, а США: именно там в 2001 году во время угрозы эпидемии сибирской язвы министр здравоохранения Т. Томпсон выразил готовность применить принудительное лицензирование антибиотика немецкой фирмы Bayer, что сподвигло компанию снизить цену на препарат в 2 раза. Виктор Дмитриев призвал к обсуждению вопроса применения принудительного лицензирования в России, подчеркнув при этом, что главным критерием должна стать польза для конечного потребителя — пациента.

С необходимостью введения принудительного лицензирования согласны многие представители отрасли. Как отметили участники, в текущих условиях принудительное лицензирование – это прежде всего механизм, который позволит быстро покрыть потребность в препаратах для лечения социально-значимых заболеваний: ВИЧ, туберкулеза, гепатита и др. – сейчас цены на эти препараты недоступны для большинства больных и их закупки составляют значительную часть (10%) бюджета. Применение принудительного лицензирования позволит производить аналоги стоимостью до 70% ниже оригинала.

При этом патентообладатели не только злоупотребляют правами, завышая цены, но и стараются найти дополнительные пути к продлению патента: это так называемые вспомогательные патенты и вторичные патенты. Заместитель генерального директора по юридическим и административным вопросам компании «Биокад» Алексей Катков подчеркнул необходимость отмены вспомогательных патентов, что позволит значительно  сэкономить бюджетные средства и сократить расходы пациентов, а Вице-президент по корпоративному управлению и правовым вопросам компании «Фармасинтез» Дмитрий Федоров отметил, что при выдаче вторичных патентов нужна более строгая экспертиза «инновационных» молекул.

 

Пресс-служба АРФП