АРФП: Кто компенсирует потери из-за «криптохвоста»?!

Вопросы маркировки серьезно отразятся на финансовых показателях – отметил Виктор Дмитриев, Генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей, выступая на форуме финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2018.

Он подчеркнул, что до конца эксперимента осталось всего полтора года. Сейчас в системе зарегистрированы около 10 тысяч участников, хотя предполагается, что в программе должны участвовать порядка 350 тысяч. Активно принимают участие в проекте всего около 60 компаний. И до сих пор нет необходимых нормативных документов. Все это дает право сомневаться, что система заработает в полную силу в намеченный срок.

Напомним, что маркировка всех лекарственных препаратов, выпускаемых в оборот, становится обязательной с 1 января 2020 года. При полном охвате лекарственных препаратов система будет отслеживать свыше 6,5 миллиардов упаковок ежегодно и охватит до 1000 производителей, до 2500 оптовых организаций, до 350000 медицинских организаций и аптечных пунктов выдачи.

При этом, Виктор Дмитриев отметил, что новая технология обходится фармпроизводитлям в колоссальные суммы. Так, эксперт привел в пример компанию «ПОЛИСАН», которая потратила порядка 2,5 миллионов евро на оснащение производственных линий оборудованием для маркировки. Изначально предполагалось, что на это будет затрачено около 1,5 миллионов евро. Кроме того, в ходе эксперимента выяснилось, что производительность линии падает, а количество брака возрастает. Во время тестирования оборудования количество брака находится на отметке 3-4%, что в 2 раза больше обычных показателей. При увеличении скорости до обычной рабочей, с выпуском до 200 пачек в минуту, процент неликвида возрастает до 50. Между тем, всю технологию производства необходимо кардинально изменить, отмечают специалисты компании. Так, если пачка ранее было высотой 12 мм, то теперь, при необходимости нанесения маркировки с криптокодом, высота пачки должна быть не менее 20 мм. Не каждый вид картона выдерживает качественное нанесение такого количества знаков. Возникают проблемы с агрегацией кода и автоматической погрузкой – все это отражается на материальной составляющей.

Компания «Такеда» в рамках проекта уже выпустила три пилотные серии «Актовегина» общим количеством более 40 тысяч упаковок с нанесением специального 2D-кода. На закупку оборудования было затрачено порядка 210 миллионов рублей, но оно не поддерживает «криптохвост» и теперь, по словам представителей компании, они вынуждены увеличить статью расходов и докупать необходимое оборудование. А, кто им возместит понесенные убытки не ясно.

Здесь, нужно подчеркнуть еще один важный момент, обратил внимание собравшихся, Виктор Дмитриев. После появления Положения №791, по которому информационная система по маркировке перешла от Федеральной налоговой службы к дочерней компании Центра развития перспективных технологий «Оператору ЦРПТ», который является частной компанией, у юристов возникли вопросы: каким образом не государственная структура будет заниматься социальным проектом и сколько она сможет в итоге заработать на этом денег. «Математика проста: предполагается что, стоимость 1 сгенерированного кода будет 50 копеек, учитывая количество выпускаемых упаковок, не трудно сосчитать, что на кону около 3 миллиардов рублей в год. А если ЦРПТ обанкротится, что будет дальше?» – удивляется эксперт. «Кроме того, существуют санкционные риски. ЦРПТ – это компания, где одним из акционеров является структура Алишера Усманова, который уже находится под санкциями. Может возникнуть ситуация, когда зарубежным фармпроизводителям, которые поставляют нам лекарства, запретят любые финансовые операции с ЦРПТ. Речь идет о компаниях, поставляющих жизненно-важные препараты. Запрет скажется в первую очередь на потребностях пациентов» — отметил Генеральный директор АРФП.

Бизнес настаивает, что сейчас, для исправления сложившейся ситуации нужно «отрубить криптохвост», сделать программу бесплатной и определить ответственность ЦРПТ за сбои в системе.

<

Пресс-служба АРФП