АРФП: от государственной монополии вреда может быть гораздо больше, чем от монополизма в частном секторе

Вчера в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялся круглый стол по вопросам закупок лекарственных средств и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика. В обсуждении приняли участие члены РСПП, ТПП, руководители фармацевтических компаний.

Встречу открыл Президент РСПП Александр Шохин. Докладчик подчеркнул, что задача государства — не только стимулировать конкуренцию на фармацевтическом рынке, но прежде всего соблюдать интересы пациентов, сохраняя качество и стабильную цену на лекарственные средства.

Генеральный Директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев в своем выступлении подчеркнул, что происходящие на фармацевтическом рынке изменения достаточно чувствительны не только для игроков, но и для всего населения страны. "Сегодня мы видим сформировавшийся рынок, удовлетворяющий потребностям и населения в целом, и системе здравоохранения в частности. На фармацевтическом рынке крайне значима роль регуляторов, поэтому отрадно отметить, что между властью и бизнесом сложился вполне продуктивный диалог", — подчеркнул докладчик. Однако любые вмешательства в устоявшуюся систему рынка, как правило, приводят к ощутимым сбоям и могут поставить под угрозу все лекарственное обеспечение, — считает Виктор Дмитриев.

Генеральный Директор АРФП рассказал об успехах реализации стратегии ФАРМА – 2020, нацеленной на возрождение отечественного фармпрома, в том числе и через локализацию производства иностранными компаниями. За последние 6 лет объем иностранных инвестиций в отечественный фармпром составил более 1 млрд. евро. В России построены заводы компаний Такеда, Астра Зенека, Ново Нордиск, Тева, Новартис; проинвестированы приобретения производственных активов компаниями Санофи-Авентис, Эбботт. Объем российских инвестиций также не уступает зарубежным: это компании Петровакс, ФармЭко, Р-Фарм, Герофарм, Полисан и целый ряд других структур, нацеленных на выполнение данной программы. Все это — не государственные инвестиции, подчеркнул Виктор Дмитриев.

Однако, несмотря на то, что бизнес придерживается вектора на выполнение программы ФАРМА-2020, новелла о едином поставщике иммунобиологических препаратов, препаратов против ВИЧ, СПИД, инсулинов вынуждает инвесторов переосмыслить имеющиеся планы. Производителей беспокоит, что решения, касающиеся госзакупок у единого поставщика, принимаются в закрытом режиме, без консультаций с экспертами рынка и по многим позициям противоречат ранее принятым решениям государства, — отметил Виктор Дмитриев.

Единственный поставщик – это монополия, со всеми вытекающими последствиями, — подчеркнул докладчик. В крайне невыгодной ситуации окажутся компании – производители вышеуказанных препаратов: Герофарм, построившая инсулиновый завод полного цикла на собственные средства, Санофи-Авентис, готовая с 2016 года начать экспорт инсулинов с российской производственной площадки за рубеж, да и многие другие. Кроме того, монополия на поставщика несет в себе и потребительские риски: повышение цены, снижение качества, отсутствие возможностей замены при сбое поставок и многое другое.

«Чрезмерная монополизация не оправданна, это подтверждается многолетним опытом. Надо четко понимать, что от государственной монополии вреда может быть гораздо больше, чем от монополизма в секторе частном», — заключил Виктор Дмитриев.

С этим мнением согласились и другие участники круглого стола. Директор по экономической безопасности компании "Герофарм" Андрей Ахантьев отметил, что осуществление закупки у единственного поставщика в рамках ФЗ-44 должно допускаться только в качестве исключения, а не правила. По такой схеме, например, можно закупать препараты, не имеющие аналогов в РФ

. Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир Шипков подчеркнул, что инвесторы и производители ждут предсказуемого, прозрачного и понятного механизма работы рынка.

По итогам заседания принято решение проинформировать Правительство Российской Федерации о состоянии компетенций отечественных производителей инсулинов в части наличия производственных мощностей, соблюдения условий производства и качества продукции. В настоящее время производственные мощности компаний "Герофарм", "Санофи-Авентис", "Ново Нордиск", расположенные в Российской Федерации, позволяют производить инсулин в объеме, превышающем потребности российского здравоохранения. В связи с этим создание дополнительных мощностей представляется нерациональным, считают участники. Средства, запланированные на строительство инсулинового завода в Пущино, было бы целезообразнее направить на решение других острых вопросов социальной сферы.

Также в ходе встречи принято решение обратиться к компетентным ведомствам с просьбой определить требования к компаниям, претендующим на звание единственного поставщика. Крайне важно определить правила государственного контроля и надзора за деятельностью поставщиков и критерии отбора продукции, закупаемой для государственных нужд у единственного поставщика. Изменения в законодательстве не должны негативно влиять на качество продукции, ее цену и уровень лекарственного обеспечения пациентов, — заключили участники.

 

Пресс-служба АРФП

Фотогалерея

Пресс-служба АРФП